11-13 ноября 2020
В рамках форума «Сильные идеи для нового времени» состоится ряд сессий, посвященных ключевым вопросам здравоохранения, организатором которых выступает проект Фонда Росконгресс «Здоровое общество» при поддержке Фонда экспертно-аналитической деятельности «Контент».
КАК ИЗМЕНИТСЯ ОБРАЗ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В БУДУЩЕМ? ИННОВАЦИИ, ЛЕКАРСТВА И ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Пандемия 2020 года заставила переосмыслить ценность человеческой жизни и задала новые векторы развития системе сбережения здоровья и благополучия общества. Отвечая вызовам времени, здравоохранение во всем мире претерпевает период значительных трансформаций, краеугольным камнем которых становится не лечение болезней, а забота о человеке, продолжительности и качестве его жизни. Меняется принцип подхода к решению задач на всех уровнях – от институтов научного поиска, индустрии медицинских разработок до управленческих кейсов. На ключевых позициях запроса, который ставит общество перед системой оказания медицинской помощи – парадигма нестандартного мышления, прорывные идеи, инновационные решения и проекты. Уже сегодня цифровые технологии, искусственный интеллект, достижения телемедицины и робототехники обеспечивают все большую доступность и качество медицинской помощи, возможность своевременной, точной и высокотехнологичной диагностики, быстрой реабилитации, создают условия жизни, в которых забота о собственном здоровье становится для человека повседневной поведенческой нормой.
Современная медицина, ориентированная на принцип персонализации и поиск новых идей в сфере разработки и производства инновационных лекарств, определяет тренды развития фарминдустрии, среди которых лидируют использование биоинженерии, создание биотехнологических и генных препаратов, поиск новых механизмов действия и мишеней воздействия лекарственных средств. Медицина будущего выходит на новый по качеству и социальной значимости уровень. Каким образом инновационные разработки и технологии в области медицины могут влиять на продолжительность и качество жизни? Какие заболевания прогнозируются в будущем и насколько сегодня медицинская наука к ним готова? Какие ожидаются прорывные решения в борьбе с неинфекционными заболеваниями в ближайшем будущем? Какие разработки смогут остановить распространение инфекционных болезней? Как обеспечить в национальной системе здравоохранения равнодоступность к инновационным и пациентооринетированным решениям для всего общества? Как скоординировать действия государственных органов, бизнеса, профессиональных сообществ, общественных институтов и добиться синергии в стратегии приближения технологий медицины будущего?
АНТИМИКРОБНАЯ РЕЗИСТЕНТНОСТЬ: КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ЭПИДЕМИЯМ И УГРОЗАМ БУДУЩЕГО?
Пандемия спровоцировала массовый прием антибиотиков без явных показаний. Спрос опережает рынок: в аптечных сетях растет динамика закупок антибактериологических лекарственных средств, при этом в регионах отмечается дефицит ряда препаратов. По оценкам ВОЗ, за время пандемии антибиотики назначали 72% пациентов с COVID-19 при том, что в случае заражения коронавирусом бактериальные инфекции развиваются только у 7–8% госпитализированных больных. Безосновательное и бесконтрольное применение антибиотиков только усиливает устойчивость бактерий к антимикробным лекарствам, и в критический момент они могут просто не сработать – такая ситуация опасна не только для заболевших ковидом, но и для общества в целом. По этой причине ВОЗ не рекомендует использовать антибиотики при легком течении COVID-19, их назначение оправдано только при наличии симптомов бактериальной инфекции. А вне контекста пандемии Всемирная организация здравоохранения призывает к консолидации усилий стран в целях создания систем для мониторинга устойчивости к антибиотикам, совместной работе по недопущению неправильного и чрезмерного использования противомикробных препаратов. Россия стала одной из первых стран, которая на государственном уровне приняла стратегию по противодействию распространению этой новой угрозы. В правительственном законопроекте «О биологической безопасности Российской Федерации» распространение устойчивости к лекарственным препаратам отнесено к списку основных биологических угроз. В октябре этого года Президентом Российской Федерации был подписал указ о межведомственной комиссии Совбеза по вопросам создания национальной системы защиты от новых инфекций.
-
Как усилить контроль обращения антибиотиков на национальном рынке и поставить под контроль их производство, оборот и применение?
-
С помощью каких инструментов возможно отрегулировать назначение антибиотиков без явных показаний?
-
Как противостоять последствиям, связанным с массовым приемом антимикробных препаратов на фоне пандемии, и способствовать сохранению эффективности противомикробных препаратов?
-
Насколько важен межсекторальный подход в решении проблемы антимикробной резистенции? Что может противопоставить современная фармацевтика?
-
Сможем ли мы избавить будущие поколения от рисков развития резистентных инфекций?
ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО: ПРЕЗЕНТАЦИИ ЛУЧШИХ ПРАКТИК И ИНИЦИАТИВ
Государство берет на себя ответственность за здоровье общества, но не менее важным аспектом национальной политики является формирование культуры ответственного отношения самих граждан к своему здоровью. Сегодня, в разгар пандемии, в зоне риска оказались люди в возрасте и с ослабленным здоровьем, страдающие серьезными заболеваниями. Именно поэтому опыт пандемии должен рассматриваться прежде всего в качестве основы для разработки законодательных, информационно-просветительских и социальных инициатив, направленных на устойчивое оздоровление общества, способного противостоять подобным вызовам, и сдвиг парадигмы общественного сознания в сторону ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своей семьи. Усиление направления превентивной медицины, внедрение практик и инициатив, направленных на укрепление общественного и корпоративного здоровья, развитие ЗОЖ-инфраструктуры и вовлечение общества в философию заботы о собственном здоровье, усовершенствование технологий и интернет-сервисов, позволяющих контролировать здоровье, становятся объективной реальностью жизни общества. Сегодня уделять внимание и время собственному здоровью – уже не дань моде, а modus vivendi современного человека.
-
На какие законодательные и социальные инициативы в области охраны здоровья граждан, профилактики, оказания первой помощи должна опираться политика усиления здоровья и благополучия общества?
-
Какую помощь готово оказать государство регионам для реализации проектов в области общественного здоровья?
-
Какие инновационные решения в фармацевтической отрасли способствуют развитию превентивной медицины?
-
Как защитить на будущее психическое и физическое здоровье общества в контексте сегодняшней стрессогенной ситуации?
-
Какие новые направления политики укрепления корпоративного здоровья были сформированы за время пандемии?
-
Как развернуть вектор общественного сознания в сторону профилактики заболеваний и ответственного отношения к своему здоровью?
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Ожидаемое в 2021 году сокращение уровня совокупных расходов на медицину вынуждает систему здравоохранения к поиску дополнительных ресурсов. С целью повышения эффективности использования средств в 2020 году началась работа по реформированию системы ОМС. В условиях пандемии потребность в модернизации медицинской инфраструктуры, продвижении в систему здравоохранения современных лекарств приобретает особую значимость. Действенным инструментом снижения нагрузки на бюджет может стать усиление сектора государственно-частного партнерства. Одним из инновационных финансовых кейсов является модель социального воздействия, особенностью которой является необходимость наступления социально значимого эффекта в качестве гарантии для получения бизнесом прибыли. Также в качестве модели продвижения в клиническую практику инновационных лекарств может стать система разделения рисков. Новая реальность требует новых решений: внедрение новаторских финансовых моделей будет способствовать созданию принципиально иной системы оказания медицинской помощи – ориентированной на результат.
-
Насколько реформа ОМС готова обеспечить равнодоступную медицинскую помощь?
-
Способна ли идея привлечения частных инвестиций с применением моделей проектов социального воздействия способствовать рациональному использованию ресурсов здравоохранения и обеспечить широкий доступ пациентского сообщества к инновационной терапии?
-
Будут ли проекты, организованные по принципу социального воздействия, участвовать в системе обязательного медицинского страхования и в каком объеме?
-
Потребуется ли модернизация законодательной базы для внедрения инновационных моделей финансирования?